Ваша корзина

В корзине нет товаров.

Фонограммы – это профессиональный метод или развлекательный? Зачем на самом деле нужны фонограммы?

Екатерина Олёрская

Бытует мнение, что фонограммы – это просто способ заинтересовывать ученика – только и всего. Но нет!

Бытует мнение, что фонограммы – это просто способ заинтересовывать ученика – только и всего. Но нет! Это профессиональный педагогический инструмент, который качественно решает несколько серьёзных задач в обучении детей в младших классах.
Прочитайте обо всех нюансах, заострите на них внимание учеников, и вы сможете выжать из использования фонограмм максимум пользы. Скажу сразу, что с фонограммами прорабатывается только часть программы, а другая часть обязательно играется соло.
Итак, какие ценности для нас, как для педагогов, содержат фонограммы?

1. ПОМОГАЮТ УЧЕНИКУ ПОНЯТЬ, ХОРОШО ЛИ ВЫУЧЕНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ?
В какой-то момент работы над пьесой ученик младших классов начинает считать, что всё готово, что он всё выучил. Но дети не замечают, что где-то замедлили, приостановились в неудобном месте. Фонограмма подсказывает ребёнку, что работа недоделана, и нужно ещё поучить. Здесь очень важно то, что ученик САМ это понимает, благодаря фонограмме. Не учитель ему говорит об этом, а он, может быть, поверит, а может быть и не до конца проникнется замечаниям, так как сам своих замедлений не осознаёт. Но несовпадениям с фонограммой он поверит точно!

2. ВЫЯВЛЯЮТ ЭПИЗОДЫ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ДОУЧИТЬ
Фонограмма также помогает ученику понять, ЧТО ИМЕННО нужно доучить, какой КОНКРЕТНО эпизод не получается. Научите ребёнка самостоятельно находить слабые моменты при помощи фонограммы, и работать точечно с недоученными эпизодами.

3. РАСКРАШИВАЮТ МНОГОКРАТНЫЕ ПОВТОРЕНИЯ ПРИ ОТРАБОТКЕ СЛОЖНЫХ ЭПИЗОДОВ
Когда ученик будет это доучивать, отрабатывать, фонограмма сделает повторы не такими скучными, и большое количество не вызовет протеста у ребёнка, для него этот процесс превращается в игру – не разойтись с фонограммой, сыграть всё вовремя, добиться того, чтобы получилось.

4. ПОМОГАЮТ ХОРОШО КОНЦЕНТРИРОВАТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ КАЖДОМ ИСПОЛНЕНИИ
Дети бывают нестабильны в своём поведении. Сейчас ученик сосредоточен, а через пять минут начинает баловаться и играть невнимательно. С фонограммой ему придётся при КАЖДОМ исполнении хорошо концентрировать внимание – не отвлекаться и не зевать – иначе фонограмма убежит вперёд.

5. ОБРАЩАЮТ ВНИМАНИЕ НА СИНХРОННОСТЬ ИСПОЛНЕНИЯ
Ученик должен играть, постоянно вслушиваясь, чтобы ТОЧНО СОВПАДАТЬ с фонограммой. Таким образом, игра с фонограммами развивает внимательный слух, точность и синхронность. В дальнейшем это поможет не только в ансамблевой игре, но также и при отработке качественной синхронности в игре правой и левой руки.

6. РАЗВИВАЮТ ТЕМБРОВОЕ СЛЫШАНИЕ
Помимо того, что ребенок учится слушать фонограмму, чтобы совпадать с ней, он незаметно для себя вовлекается в процесс СЛУШАНИЯ МНОГОТЕМБРОВОЙ ФАКТУРЫ – то один инструмент подскажет ему, где вступить, то другой продублирует фортепианную мелодию, то третий исполнит мелодию проигрыша. Воспитывается тембровое слышание и активный слуховой опыт. Подскажите ученику, где звучит флейта, где скрипки, арфа, колокольчики – это расширит его музыкальный кругозор.

7. УЧАТ ХОРОШО ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ЗВУЧАЩЕМ И ИСПОЛНЯЕМОМ МАТЕРИАЛЕ
Если ребёнок все-таки запнулся, ему нужно быстро оценить ситуацию и ВСТРОИТЬСЯ в продолжающую звучать фонограмму. Он учится внутренним слухом сопоставлять свою партию с аккомпанементом, «перескочить» с места, где ошибся на фрагмент, который уже звучит, что поначалу получается далеко не у каждого ученика, но впоследствии этот навык развивается. Ребёнок учится лучше ориентироваться в звучащем и исполняемом материале.

8. ПОМОГАЮТ ОСОЗНАТЬ ПРИНЦИП СОВМЕСТНОЙ АНСАМБЛЕВОЙ ИГРЫ
Это кажется удивительным, но многие дети поначалу не понимают, что их игра должна совпадать с фонограммой, хотя начальный материал очень прост и все мелодии продублированы. Они не слышат, каким образом их игра должна совмещаться со звучащим аккомпанементом и играют по-своему, в то время, как фонограмма звучит совсем в другом темпе. В таких случаях работа с фонограммами приобретает особое значение – ПОСТЕПЕННО ВКЛЮЧИТЬ СЛУХ ребёнка. Это очень важный этап, и когда эта проблема решается, учитель явственно чувствует скачок в развитии опыта ученика.

9. ПРЕВРАЩАЮТ ПРОСТЕНЬКИЕ МЕЛОДИИ В ПОЛНОЦЕННО ЗВУЧАЩИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Мелодия, которую играет ребёнок – это одна из партий звучащего оркестра. Юный пианист при игре с фонограммой не одинок, он ощущает себя СОПРИЧАСТНЫМ К ЧЕМУ-ТО БОЛЬШОМУ И НАСТОЯЩЕМУ. Это прекрасно, это приятно! Это положительные эмоции, которые подпитывают позитивное отношение к предмету. Это особенно нужно на первых порах, пока фортепианная партия ещё слишком проста, и не создаёт художественной красоты.

10. ВОСПИТЫВАЮТ ТЕМПОВУЮ СТАБИЛЬНОСТЬ
Использование фонограммы берёт на себя функцию МУЗЫКАЛЬНОГО МЕТРОНОМА. Регулярное использование фонограмм в первые два три года обучения помогает сформировать и укрепить умение играть в едином темпе. Это не отменяет использование метронома, как такового. Но дети, прошедшие крепкое обучение с фонограммами впоследствии легче осваивают и игру с метрономом и в целом отличаются большей темповой стабильностью, чем те, кто не проходил этап использования фонограмм.

11. УСКОРЯЮТ МЕДЛИТЕЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ МЛАДШЕКЛАССНИКОВ
У ребенка формируется умение МЫСЛИТЬ И ИГРАТЬ В СРЕДНЕМ И БЫСТРОМ ТЕМПЕ с первых шагов обучения. Ведь многие маленькие дети, хоть и чрезвычайно подвижны, но мыслят медленно, а поэтому и играть пытаются медленно. Непрерывность звучащего аккомпанемента как бы ускоряет мыслительный процесс ученика и держит его в тонусе до конца произведения. Обязательно добивайтесь этих темпов, хотя поначалу кажется, что ученик просто не сможет играть так быстро. Но практика доказывает, что при достаточной проработке, темпы хорошо подтягиваются, а вместе с ними развивается и опыт ребёнка. Таким образом, фонограммы СУЩЕСТВЕННО стимулируют развитие техники.

12. ДАЮТ ПРИМЕР ХАРАКТЕРА ИСПОЛНЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
На первых порах ученик не совсем понимает, что значит – играть эмоционально. Здесь его оркестровый ансамблевый партнер подсказывает ему характер исполнения, аттаки звука, темп, динамику и т. д. Возможно сам ученик и не сообразит этого, но если ему указать, вместе проанализировать, как здесь мягко звучат скрипки, как тянется у них звук, а в другом эпизоде прослушать отрывистое, бодрое пиццикато, то ребёнку будет на что опираться, и к тому же сам процесс анализа развивает его музыкантский опыт.

13. УВЕЛИЧИВАЮТ КОЛИЧЕСТВО ДОМАШНИХ ПОВТОРЕНИЙ
Если есть фонограмма, то ученик повторит пьесу дома большее количество раз. Во-первых, он понимает, к чему стремиться (см. 1, 2 пункт). А во-вторых, ему захочется сыграть маме, папе, соседке, друзьям и так далее – пусть послушают, как красиво получается! Я призываю учеников делать домашние концерты, приглашать на них друзей, обязательно играть для всех гостей, которые приходят в их дом. Фонограммы способствуют этому, ведь зрителям так нравится подобное исполнение!

14. ДЕЛАЮТ ЯРЧЕ И ИНТЕРЕСНЕЕ КОНЦЕРТНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ МЛАДШЕКЛАССНИКОВ
Сами концерты младшеклассников проходят более интересно, красочно и воодушевлённо. Дети получают больше эмоциональной отдачи от зрительного зала, больше похвалы и восхищения своих близких – это тоже очень мотивирует. После каждого концерта у ребят ощущается мотивационный всплеск.

15. ВКЛЮЧАЮТ УЧЕНИКА В ПРОЦЕСС САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫБОРА ИНТЕРЕСУЮЩИХ ЕГО ПЬЕС
Фонограммы нравятся детям, вызывают интерес. Многие ребятишки просто дома включают их и слушают, у них появляются любимые фонограммы, и потом они просят включить какие-то пьесы в программу. Такой самостоятельный посыл благоприятно влияет на дальнейший процесс работы над произведением. Задавайте ребятишкам послушать фонограммы. Загружайте им на флешку сразу много фонограмм, втягивайте их в активный процесс принятия решений и выбора пьес.

16. СТИМУЛИРУЮТ ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ И ИХ ИНТЕРЕС К ИГРЕ РЕБЁНКА НА МУЗЫКАЛЬНОМ ИНСТРУМЕНТЕ
Фонограммы нравятся родителям. Я знаю, что некоторые из них вечером после работы усаживаются в кресло, включают любимые фонограммы и просят ребёнка поиграть в очередной раз, что тоже увеличивает количество домашних повторений.

17. СТИМУЛИРУЮТ ИНТЕРЕС РЕБЁНКА К МУЗИЦИРОВАНИЮ
Да и просто, играть с фонограммами интересно. А то, что интересно, делается с большим желанием и в большем количестве.

При правильном профессиональном подходе игра с фонограммами качественно решает серьёзнейшие исполнительские задачи начального этапа (1 – 3 класс). Не игнорируйте этот метод, не считайте его легковесным и новомодным!

Некоторые думают, что фонограммы огрубляют процесс, мешают работать над нюансировкой, выразительностью. Но отработать тонкие элементы можно в других произведениях, сольных. В моём классе ведётся очень серьёзная работа над выразительностью, но и фонограммы мы в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ порядке применяем с самого первого урока. Без них некоторые вещи делаются в разы дольше, а нам так дорого время уроков! В самом начале фонограмм используется очень много, но к третьему классу их количество значительно сокращается, или даже они полностью уходят из программы.